- Цели, задачи и предмет контроля
2.1. Целью внутриучрежденческого контроля является повышение качества и эффективности деятельности образовательной организации.
2.2. Основными задачами контроля являются:
- осуществление контроля и оценки соблюдения работниками действующего законодательства, распорядительных документов учредителя;
- реализация принципов государственной политики в области образования;
- анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению и неисполнению нормативных правовых актов;
- определение возможностей и путей, направленных на улучшение результатов образовательного процесса;
- повышение качества кадрового потенциала;
- анализ и оценка эффективности результатов деятельности должностных лиц и педагогических работников, сотрудников образовательной организации;
- повышение компетентности работников по вопросам применения действующих в образовании норм, правил, оказание методической помощи;
- анализ результатов исполнения приказов и иных локальных актов образовательной организации;
- соблюдение прав участников образовательного процесса;
- соблюдение требований федеральных государственных образовательных стандартов;
- совершенствование системы управления качеством образования, в том числе оценки качества образования.
2.3. Предметом контроля является организация образовательного процесса, результаты деятельности педагогических работников образовательной организации.
3.Права и обязанности участников контрольного мероприятия
3.1. Мероприятий по контролю вправе осуществлять члены администрации образовательной организации в рамках своих полномочий или комиссия, утвержденная приказом заведующего.
3.2. Лица и комиссии, осуществляющие контрольные мероприятия, руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством в области образования, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Главного управления образования и науки Алтайского края, органов местного самоуправления и муниципальных органов управления образованием, учредительными документами образовательной организации, его локальными актами, настоящим Положением и приказами о проведении контрольных мероприятий.
3.3. Должностные лица, осуществляющие контрольные мероприятия имеют право:
- выбирать методы проверки в соответствии с тематикой, вопросами и объемом проверки;
- запрашивать необходимую информацию, материалы;
- изучать документацию, относящуюся к тематике, вопросам контрольного мероприятия;
- посещать занятия и другие мероприятия работников образовательной организации;
- проводить повторный контроль за устранением замечаний, данных во время проведения контрольных мероприятий;
- по итогам контрольного мероприятия вносить предложения о поощрении педагогического работника, о направлении его на курсы повышения квалификации, применении дисциплинарного взыскания и других управленческих решений;
- рекомендовать изучение опыта работы педагога в рамках методического объединения, педагогического или методического советов для дальнейшего использования другими педагогическими работниками;
- переносить сроки контроля по просьбе работника, но не более чем на месяц, по согласованию с заведующим.
3.4. Должностные лица, привлеченные к проверкам, обязаны:
- осуществлять контрольные мероприятия на основании утвержденного плана внутриучрежденческого контроля или приказа заведующего;
- соблюдать установленные сроки проведения контрольных мероприятий;
- знакомить работника с результатами контрольных мероприятий;
- не требовать от работника документы и иные сведения, если они не относятся к тематике, вопросам проверки;
- оказывать или организовывать методическую помощь педагогическому работнику в реализации предложений и рекомендаций, данных во время проверки;
- соблюдать конфиденциальность полученной информации по тематике, вопросу проверки;
- быть этичным, тактичным, наблюдательным, настойчивым.
3.5. Работник имеет право:
- ознакомиться с планом внутриучрежденческого контроля или приказом о проведении контрольного мероприятия;
- непосредственно присутствовать при проведении контрольных мероприятий, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету контроля;
- получать от должностных лиц информацию, консультации, которые относятся к предмету контроля;
- знакомиться с результатами контрольных мероприятий и письменно выразить свое согласие или несогласие с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц;
- обжаловать итоги контрольного мероприятия в установленном порядке.
3.6. Работник обязан:
- присутствовать на контрольных мероприятиях по требованию проверяющих;
- представлять необходимую информацию, документы по предмету контроля;
- представлять письменные и устные объяснения по предмету контроля;
- быть этичным, тактичным.
- Периодичность, формы и методы контроля
4.1. Периодичность и формы контроля определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел и результатах педагогической деятельности. Период, продолжительность и формы контроля отражаются в годовом плане-графике.
4.2. Контроль может осуществляться в форме плановых или внеплановых контрольных мероприятий, оперативных проверок и текущего контроля.
4.3. Контроль в виде плановых мероприятий осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком внутриучрежденческого контроля, который обеспечивает периодичность проверок и доводится до членов педагогического коллектива перед началом учебного года.
По совокупности вопросов, подлежащих проверке, плановый контроль проводится в виде тематических (одно направление деятельности) или комплексных проверок (два и более направлений).
Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности образовательной организации.
Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение новых образовательных и здоровьесберегающих технологий, форм и методов работы, опыта работников. Темы контроля определяются в соответствии с годовым планом работы на основании проблемно-ориентированного анализа работы по итогам предыдущего учебного года.
4.4. Одной из форм тематического контроля является персональный контроль. В ходе персонального контроля специалист изучает:
- уровень знаний работника в области его компетенции;
- уровень исполнения работником его должностных обязанностей;
- результаты деятельности работника и пути их достижения.
- Одной из форм комплексного контроля является фронтальный контроль. Фронтальный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса. Фронтальный контроль предусматривает проверку в полном объеме педагогической работы в одной группе в течение нескольких дней. Эта форма контроля позволяет получить материалы для глубокого педагогического анализа, выводов и помогает определить дальнейшие направления в работе.
- Контрольная деятельность в виде оперативных проверок осуществляется для установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях родителей (законных представителей) или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
4.7. Контроль в виде внеплановых мероприятий осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в письменных обращениях родителей (законных представителей) воспитанников лил других граждан и урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
4.8. Контроль может проводиться по одному или нескольким вопросам.
4.9. При проведении контроля могут использоваться методы собеседования, посещения занятий, мероприятий, обследование, мониторинг, экспертиза, тестирование, опросы и анкетирование, наблюдение за организацией образовательного процесса, изучение и экспертиза документации.
- Организация и проведение контроля
5.1. Контроль предусматривает (Приложение №1):
- формирование и утверждение плана-графика проверок;
- определение оснований для проведения проверок;
- подготовку проверки;
- проведение проверки и обработку ее результатов;
- оформление результатов проверки;
- проведение корректирующих действий по устранению выявленных нарушений, несоответствий, в том числе проведение предупреждающих действий, направленных на предотвращение возникновения нарушений, несоответствий.
5.2. Формирование и утверждение плана-графика внутриучрежденческого контроля (Приложение №2).
5.2.1. При формировании плана-графика учитываются:
- периодичность проверки (не реже одного раза в пять лет в отношении объекта или вопроса);
- анализ результатов ранее проведенных проверок учредительного и внутриучрежденческого контролей, контрольно-надзорных органов;
- анализ результатов деятельности образовательной организации за предыдущий период, в том числе результатов самообследования;
- письменные обращения родителей (законных представителей) воспитанников;
- сроки аттестации педагогических работников в плановом году (проверка результатов деятельности педагогического работника не проводится в год его поступления на работу в образовательную организацию, и при условии, что в данный год он не проходит аттестацию);
- актуальные (приоритетные, новые) направления (вопросы), развития системы образования, по которым необходимо получить оперативные данные или осуществить контроль.
5.2.2. План-график проведения контроля утверждается приказом заведующего образовательной организации в срок до 1сентября текущего года.
5.2.3. Изменения в план-график проверок (сроки проведения, данные о членах комиссии) вносятся приказом заведующего образовательной организации.
5.3. Определение оснований для проведения проверки.
Основанием для проведения проверки служат:
- план-график внутриучрежденческого контроля;
- обращение родителей (законных представителей) воспитанников, поступившее в образовательную организацию из иных органов по фактам нарушений в организации.
5.4. Подготовка проверки:
- Подготовку к проверке осуществляет старший воспитатель, на которого возложены функции организации и проведения внутриучрежденческого контроля.
Старший воспитатель:
- формирует комиссию на проверку;
- осуществляет привлечение экспертов;
- оформляет приказ о подготовке и проведении проверки, в котором указываются: состав комиссии с указанием фамилии, имени, отчества, должности председателя и членов комиссии, а также привлекаемых лиц;
- цель, задачи, предмет и объект проверки, проверяемый период, срок проведения проверки;
- проверяемые вопросы;
- план-задание (программа проверки), включающее перечень документов, материалов, рассмотрение которых необходимо для достижения цели и задач проведения проверки (Приложение №3);
- проводит совещание с членами комиссии;
- формирует итоговую справку.
5.4.2. При подготовке к проверке члены комиссии изучают аналитические материалы МБДОУ, результаты учредительного контроля, контрольно- надзорных мероприятий, материалы работников образовательной организации.
5.4.3. Старший воспитатель о проведении проверки уведомляет сотрудников образовательной организации не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала проведения контрольного мероприятия путем доведения соответствующего приказа и плана-задания. Уведомление о внеплановой проверке проводиться не менее чем за 1 день до начала проведения контрольного мероприятия.
5.4.4. Продолжительность одной проверки не должна превышать 5-ти рабочих дней с учетом посещения проверяющим специалистом не более 5 занятий и других мероприятий одного работника. Продление первоначально установленного срока проверки осуществляется приказом заведующего образовательной организации.
Продолжительность проведения проверки методом мониторинга зависит от объекта и предмета проверки, объема и сложности проведения мониторинга и может быть установлена индивидуально и закреплена приказом заведующего образовательной организации.
5.4.5. Председатель и члены комиссии могут проводить с работниками образовательной организации индивидуальное консультирование по вопросам проверки в пределах своей компетенции.
5.5. Проведение проверки и обработка ее результатов.
Общее руководство осуществляет председатель, в функции которого входит:
- соблюдение сроков проверки;
- контроль процессов получения информации и данных, а также их оценки и вынесение суждений членами комиссии;
- подписание итоговой справки;
- проведение установочного и итоговых совещаний с членами комиссии.
В ходе проверки комиссия может использовать специально разработанный инструментарий в форме инструкции, информационной карты, оценочного и экспертного листа.
5.5.1. Проведение организационного (установочного) совещания с членами комиссии. Совещание проводит председатель комиссии, на котором знакомит членов комиссии с целью и задачами проверки.
5.5.2. Члены комиссии проводят:
- проверку в соответствии с планом — заданием и с использованием разработанного инструментария;
-получают данным путем анализа документов, визуального наблюдения, беседы с работниками организации, опроса, анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников, в соответствии с установленными нормами и правилами.
5.6. Оформление результатов проверки.
5.6.1. Члены комиссии оформляют и подписывают справку в последний день проверки или в течение трех рабочих дней по завершении проверки, если приказом о проведении проверки не установлены иные сроки.
Справка содержит:
- основание контроля;
- цель, предмет и вопросы контрольного мероприятия;
- сроки проведения контрольного мероприятия;
- краткую характеристику состояния дел по контролируемому вопросу;
- методы контроля;
- количество посещенных занятий и иных мероприятий;
- выводы и рекомендации по улучшению деятельности.
5.6.2. Председатель комиссии по завершению проверки:
- оформляет итоговую справку в последний день проверки в течение пяти рабочих дней по завершении проверки, если приказом о проведении проверки не установлены иные сроки;
-информирует о результатах проведенного контроля работников образовательной организации в последний день проверки или в течение пяти рабочих дней по завершении проверки;
- подписывает справку (оформляется в 2-х экземплярах в соответствии с формой (Приложение №4));
- собирает подписи сотрудников образовательной организации, в отношении которых проводилась проверка. В случаях, когда отсутствует возможность получить подпись сотрудника, председатель комиссии делает соответствующую запись в итоговой справке с указанием причин;
- передает справку старшему воспитателю;
- производит запись в журнале (тетради) учета мероприятий по внутриучрежденческому контролю по принятой форме в течение двух недель по завершении проверки.
5.6.3. Сотрудник образовательной организации:
- после ознакомления с результатами контроля ставит подпись в итоговой справке, удостоверяя тем самым факт ознакомления с результатами проверки;
- вправе сделать запись в итоговой справке о несогласии с результатами в целом и по отдельным фактам и выводам.
5.6.4. Старший воспитатель информирует заведующего образовательной организации о результатах проверки.
5.6.5. Заведующий образовательной организации по результатам контроля принимает одно или несколько управленческих решений:
- об издании соответствующего приказа об устранении выявленных несоответствий, нарушений;
- об обсуждении материалов контроля на совещаниях, заседаниях и иных мероприятиях с сотрудниками образовательной организации;
- о проведении повторного (внепланового) контроля с привлечением соответствующих специалистов;
- о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников образовательной организации;
- иные решения в пределах своих полномочий.
5.7. Корректирующие действия по устранению выявленных несоответствий, нарушений.
5.7.1. Процесс корректирующих действий состоит из:
- анализа выявленных несоответствий, нарушений;
- составление и утверждение плана корректирующих действий;
- определения ответственных лиц;
- реализация плана корректирующих действий;
- анализа и регистрации полученных результатов.
5.7.2. План корректирующих мероприятий составляется по итогам учебного года и содержит:
- наименование выявленного несоответствия, нарушения;
- наименование корректирующих мероприятий;
- фамилию, имя, отчество лица, ответственного за реализацию мероприятий, сроки выполнения.
5.7.3. План корректирующих мероприятий:
- по решению заведующего образовательной организации может быть составлен по отдельному вопросу в течение учебного года;
- по решению педагогического совета образовательной организации может быть включен как отдельный раздел в план работы образовательной организации на учебный год.
5.7.4. Старший воспитатель:
- организовывает и контролирует исполнение плана корректирующих мероприятий с целью установления факта устранения выявленных несоответствий, нарушений;
- готовит отчет о выполнении плана — графика;
- готовит отчет о выполнении плана корректирующих мероприятий;
- представляет отчеты заведующему образовательной организации;
- вносит предложения по рассмотрению итогов внутриучрежденческого контроля на совещаниях, советах и других мероприятиях коллегиальных органов.
- Документация внутриучрежденческого контроля
6.1. Документами, регламентирующими организацию и проведение внутриучрежденческого контроля, являются:
- план-график внутриучрежденческого контроля на учебный год;
- план корректирующих мероприятий (раздел в плане работы образовательной организации на учебный год);
- доклады, сообщения на педагогическом, методическом советах и др. органах самоуправления образовательной организации;
- справки о результатах проверки;
- протоколы совещаний при заведующем и иных административных совещаний, комиссий и т.п.;
- приказы по вопросам контроля;
- отчет о выполнении внутриучрежденческого контроля за год (Приложение №5);
- отчет о выполнении плана корректирующих мероприятий.
6.2. Документация хранится в течение 5 лет в образовательной организации.
Приложение № 1
к положению о
внутриучрежденческом
контроле
Общая схема проведения внутриучрежденческого контроля
Старший воспитатель
Приложение № 2 к положению о внутриучрежденческом контроле
|
Примерная форма плана-графика внутриучрежденческого контроля
Приложение №3 к положению о внутриучрежденческом контроле
Примерная форма плана-задания
ПЛАН-ЗАДАНИЕ
проведения проверки
- Основание для проведения проверки
(план работы образовательной организации план-график внутриучрежденческого контроля, иные основания
для проведения контрольного мероприятия их номер и дата)
- Предмет проверки _________________________________________
(указывается что именно проверяется)
- Объект проверки___________________________________________
(полное наименование объекта)
- Цель проверки_____________________________________________
- Задачи проверки___________________________________________
- Вопросы проверки, посещаемые мероприятия, документы
№ | Наименование вопроса | ФИО члена комиссии, проверяющего вопрос | Посещаемые
мероприятия |
Рассматриваемые
документы |
- Проверяемый период деятельности_________
- Сроки начала и окончания проведения проверки
- Состав комиссии по проведению проверки:
- Председатель комиссии__________________
ФИО. Должность
Члены комиссии _____________________________
ФИО. Должность
______________________________
ФИО. Должность
______________________________
ФИО. Должность
Председатель комиссии
по проведению проверки______________________
инициалы/ подпись
Приложение №4 к положению о внутриучрежденческом контроле
СПРАВКА *
о результатах проверки
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №255» общеразвивающего вида
по вопросу «____________________________________________ »
- Цель проверки_______________________________________________
- Задачи проверки_____________________________________________
- Проверяемый период деятельности______________________________
- Заключения по результатам проверки (делается по каждой задаче проверки)
- Выводы
1)____________________________________________________________
2)
Должность специалиста _______________ _________________
инициалы фамилия личная подпись
- Форма справки по вопросу проверки заполняется специалистом
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №255» общеразвивающего вида
СПРАВКА**
о результатах проверки
(объект проверки)
- Основание проверки (N и дата приказа или пункт годового плана контроля)
- Вопрос (вопросы) проверки_____________________________________
- Цель проверки__________________________________________________
- Сроки проверки_______________________________________________
- Проверку осуществлял(и)______________________________________
- Заключения по результатам проверки (по каждому вопросу проверки)
- Выводы по итогам проверки (по каждому вопросу проверки)
- Рекомендации по итогам проверки (по каждому вопросу проверки)
Председатель комиссии
по проведению проверки ______________________
инициалы фамилия личная подпись
Со справкой ознакомлены
Должность, ФИО сотрудника _______________________
инициалы фамилия личная подпись
** Форма итоговой справки заполняется ответственным специалистом
Приложение № 5 к положению о внутриучрежденческом контроле
Примерная форма
отчета о выполнении плана внутриучрежденческого контроля
за учебный год
Таблица 1
Кол- во | Наличие документов по результатам проверки (количество) | Результаты контроля (на контроле, снят с контроля, повторный контроль)/ количество | |
1.Проведено проверок по плану | |||
Из них — проведено в соответствии с планом | |||
— проведено с изменением срока (причины) | |||
— не проведено (причины) | |||
2. Проведено внеплановых проверок | |||
Из них
учредителя |
|||
— для получения информации и принятия управленческих решений | |||
— по обращениям граждан |
Таблица 2
№ п/п | Вопросы проверок | Количество |
К отчету прилагается краткий текстовый анализ эффективности контрольных мероприятий.